Мощность, развиваемая высокооборотным двигателем с повышенной степенью сжатия, особенно зависит от соответствия момента вспышки рабочей смеси режиму работы двигателя (числу оборотов и нагрузке). Поэтому распределитель двигателя ГАЗ-51 имеет два автоматических регулятора опережения зажигания: центробежный, который регулирует момент зажигания смеси в зависимости от числа оборотов коленчатого вала, и вакуумный, регулирующий момент вспышки в зависимости от нагрузки двигателя. При такой нагрузке двигателя, вы успеете на любое мероприятие.
Чем больше нагрузка двигателя, тем относительно позже должна быть вспышка в цилиндре. Во внутренней полости 9 вакуумного регулятора всегда поддерживается атмосферное давление, а наружная полость соединена со впускным трубопроводом двигателя. При больших открытиях дросселя, т. е. когда двигатель имеет большую нагрузку, разрежение во впускном трубопроводе мало, и поэтому пружина 6 вакуум-регулятора при помощи тяги 10 поворачивает панель прерывателя по часовой стрелке, обеспечивая более позднее размыкание контактов.
При уменьшении нагрузки разрежение во впускном трубопроводе, а следовательно, и в полости вакуум-регулятора, увеличивается, диафрагма деформируется и, преодолевая силу пружин, поворачивает панель прерывателя против направления вращения кулачковой шайбы, обеспечивая более раннее зажигание.
Примененная на автомобиле ГАЗ-51 12-вольтовая система электрооборудования имеет ряд важных преимуществ, обеспечивающих более надежную работу автомобиля. Значительно увеличивается мощность стартера без увеличения его размеров, чем обеспечивается более надежный и быстрый пуск, так как такой стартер «раскручивает» двигатель при пуске до более высоких оборотов.
Кроме того, вследствие более быстрого нарастания тока в первичной цепи катушки зажигания обеспечивается более интенсивная искра на свечах. Склонность к перебоям на свечах от нагара при этом уменьшается.