Офицеру запаса Николаю Хохлову — 60. Родился он в Брянской области. Помнит, как ему, еще школьнику, родственник, работавший шофером, позволял посидеть за баранкой МТЗ–2 и такого же 93–го «газона».
Николай Михайлович окончил Смоленское высшее зенитно–ракетное инженерное училище. Служил в войсках ПВО на Дальнем Востоке. Затем перевелся в Беларусь. За время службы водил «Урал–375», ЗиЛ–131 и другую военную технику. После увольнения из армии в 93–м устроился работать на Полоцкую мебельную фабрику. А через два года попал под сокращение штатов. Денег, чтобы выплатить ему компенсацию, на предприятии не было. Работая в комиссии по списанию автотранспорта, Хохлов знал, что на фабрике собираются пустить на металлолом старенький ГАЗ–93. «Отдайте его мне вместо денежных выплат», — попросил он. Так и стал обладателем раритетного авто.
Чтобы привести машину в порядок, понадобилось лет пять. Для этого Хохлов купил и разобрал на запчасти еще одного «старичка» — ГАЗ–51. Переставил оттуда передний мост, коробку передач. Недавно покрасил свой «газон». Кроме массы технических работ, Николай Михайлович, работающий последние три года контролером техсостояния автомототранспортных средств на железной дороге, перечитал множество автомобильной литературы: — ГАЗ–93 был спроектирован инженерами российских автозаводов — ГАЗ и «УралЗиС». Однако выпускался с 1948 по 1958 год на Одесском автосборочном заводе. Комплектующие туда шли едва ли не со всего Союза. Насосы опрокидывающего механизма кузова, кстати, поставлял МАЗ. Такие грузовики с укороченной рамой, как правило, «жили» недолго — 3 — 5 лет. Кузов, вмещавший чуть более 2 тонн, наращивали и значительно перегружали. Рама лопалась, и машину резали на металлолом. Поэтому таких грузовиков практически не осталось. Моему ГАЗу повезло. Судя по старому техпаспорту, он спокойно возил дрова в Полоцком леспромхозе. Оттуда его уже передали на мебельную фабрику. Казалось бы, заканчивай ремонт — и выезжай на дорогу! Несмотря на скромную по современным меркам скорость, 40 — 60 километров в час, Николай Михайлович, без сомнения, был бы одним из самых заметных участников движения: — Я, конечно, мог бы приехать на грузовике на праздник города. Но для этого нужно пройти техосмотр, страховку заплатить, налог на право участия в дорожном движении. Дорогое удовольствие для нескольких поездок в год. Тем более на автомобиле, который «кушает» 20 литров бензина на 100 километров пути! К тому же машина сейчас стоит в деревне у знакомых. К сожалению, оставлять ее там я больше не могу. А в мой личный гараж, приспособленный под «Жигули», она не войдет. По объявлению в интернете Хохлов пытался продать ГАЗ московским реставрационным компаниям, участвующим в выставках и автопробегах. Сделка практически удалась, но оказалось, в Россию нельзя ввозить грузовики старше 10 лет. Николай Михайлович также предлагал автораритет в качестве подарка Владимиру Путину. Как символ советского автопрома и кооперации России, Беларуси и Украины. Озвучил предложение на веб–сайте, где собирали вопросы граждан, на которые ежегодно отвечает российский Президент. Даже фото отправил. Но, наверное, не заинтересовал. Также не нашли отклика его предложения на «Беларусьфильме», «Мосфильме», «Линии Сталина», в музее ГАЗа и московском музее автомобильной техники. Хохлов тем не менее не теряет надежды найти машине достойное применение: — Сейчас стало модно ставить памятники–автомобили, устраивать катания на раритетных машинах. У нас в стране, оказалось, любители в основном занимаются старинными легковушками. А вот музея грузовиков нет! Если у кого–то появится желание продлить ретросамосвалу жизнь, пишите на адрес hnm@list.ru. Не скрою, хотел бы вернуть вложенные в него средства. А в металлолом… В металлолом я его сдам в крайнем случае. Последние лет 20 Хохлов собирает и издает афоризмы и различные любопытные высказывания. В том числе касающиеся автомобилей. Их у него — тысячи. Некоторые, пожалуй, могли бы охарактеризовать его отношение к старенькому самосвальчику. Например, «Хороший автомобиль — это не только средство передвижения, но еще и произведение искусства». Или «Автомобили — как люди: кто–то с именем, а кто–то с родословной».